Подвижной состав: конка, «Фалькенрид», «Татра», «Витязь-Москва»
В будущем году МОСКОВСКОМУ ТРАМВАЮ будет отмечаться 125-летний юбилей
Современный трамвай начинался в столице, не поверите, с аттракциона. Именно так поначалу воспринимали горожане первую линию конки. Это был вагон на конной тяге, который курсировал по рельсам, — прообраз современного электрического трамвая. Маршрут временно проложили в честь празднования 200-летия со дня рождения Петра Первого. Желающие могли прокатиться от Иверских ворот до Тверской заставы.
В 1963 году в Москву начали поступать чехословацкие вагоны следующей модели — «Татра Т3». Это самая популярная модель трамвайного вагона, когда-либо эксплуатируемая в Москве. Эти вагоны с модернизированной системой управления работали в столице вплоть до осени 2021 года.
Конка на Лубянской площади, начало ХХ века
Но вскоре без конки москвичи уже не представляли свою жизнь. К началу XX века в городе появилась целая сеть линий железно-конных дорог.
Конка перевозила пассажиров до 1912 года, все это время в столице ходили и двухэтажные вагоны. Дешевые места для проезда на конке сидя на крыше назывались империал. Поначалу их могли занимать только мужчины. Все дело в правилах этикета, ведь дамы в пышных платьях не должны были удивлять прохожих видом своих нижних юбок. Но стоит отметить, что в последние годы эксплуатации конки в столице девушкам все же было разрешено забираться на империал и ехать там наравне с мужчинами.
Следующее большое событие в истории трамвая — запуск в 1899 году первой линии электрического трамвая. Он ходил от Масловки до Петровского парка. Затем маршрут продлили до Тверской заставы. По тем временам скорость у электрического трамвая была просто фантастическая — до 25 километров в час. Модели приехали в Москву из-за границы — западногерманские вагоны фирмы «Фалькенрид». Вагоны деревянные и узкие — всего 2,2 метра. Сиденья размещались вдоль салона.
Один из вагонов Фалькенрид в Москве. 1899 год
Трамвай полюбился москвичам. А один из маршрутов стал настоящей легендой! «Аннушка» — так ласково прозвали жители линию «А», проходившую по Бульварному кольцу и набережным вдоль Москвы-реки.
До 1910-х годов в Москву поступали разные модели двухосных и четырехосных трамвайных вагонов. Трамваи отечественного производства начали возить москвичей с начала 1900-х годов. Пожалуй, самым известным был так называемый «фонарный» вагон — на его крыше располагался специальный купол со стеклами, который жители и называли фонарь – через него в дневное время в салон проникало естественное освещение. Потом появились вагоны БФ («бесфонарные») и более вместительные модели КМ (коломенский моторный), а также КП (коломенский прицепной) — один прицеплялся к другому. В каждом умещалось до 60 человек.
В 1935 году по столичным улицам поехал трамвайный вагон М-36 — за характерный окрас жители дали ему прозвище «голубой вагон». Причем он стал первым металлическим и весьма дизайнерским вагоном. Плавные углы, несколько дверей, мягкие сиденья, большой вместительный салон. Внутри стало шире на 30 сантиметров и сиденья можно было ставить поперек салона.
Фото фонарного вагона на линии «А» Фото в отреставрированном фонарном вагоне
Черно-белые фото Голубого вагона
Интересный факт: в годы Великой Отечественной войны трамваи продолжали работать. В том числе доставляли воинов и снаряды ближе к линии обороны города.
В 1959 году на улицы Москвы вышли трамваи чехословацкого производства «Татра Т2» — с плавным ходом и удобной системой управления.
В 1963 году в Москву начали поступать чехословацкие вагоны следующей модели — «Татра Т3». Это самая популярная модель трамвайного вагона, когда-либо эксплуатируемая в Москве. Эти вагоны с модернизированной системой управления работали в столице вплоть до осени 2021 года.
Наши дни в истории московского трамвая ознаменовались запуском модели 71-931М («Витязь-Москва»). Один такой трамвай может одновременно перевезти до 260 пассажиров и заменить около 200 автомобилей на дороге.
Система оплаты проезда: медяки, серебряные монеты, абонементные книжки, магнитные билеты, пластиковые карты
За целый век работы московского трамвая весь процесс платы за проезд прошел большую эволюцию и заметно ускорился. В последние 10 лет пассажиры стали экономить в пути на этой операции до 25 минут. Причем на остановку даже в крупном пересадочном узле теперь уходит около минуты.
Это стало возможным благодаря упрощению оплаты проезда. Какие меры нами предприняты: отказ от турникетов, оплата проезда не только «Тройкой» или проездным, но и банковской картой, возможность пополнения баланса удаленно, с помощью кнопки на валидаторе прямо в салоне.
Конец XIX века Начало XX века
Единый пересадочный билет Плата медными и серебряными монетами кондуктору в салоне трамвая для всех линий конки
1960-е Середина 1980-х
Билетные кассы-копилки в салонах, Компостеры для гашения талона из абонементной книжки,
где пассажир должен был сам оставить купленной заранее у водителя трамвая, в киоске или у монеты и оторвать себе билет специального продавца около метро
1990-е
На некоторых маршрутах трамвая вновь появились кондукторы, которые продавали
билеты и следили за тем, чтобы пассажиры их компостировали
2003 2013 2018
Вместо кондукторов начали На самом популярном в городе 17-м Турникетов совсем не осталось
появляться турникеты и валидатор у маршруте запущен пилотный проект – в общественном транспорте
первой двери для считывания новых бестурникетная система оплаты. столицы
магнитных билетов и карт. Это была Валидаторы поставили у каждой двери
первая в столичном трамвае трамвая
электронная система оплаты проезда
Для оплаты проезда в наземке можно использовать карту «Тройка», билет «Единый», а также социальную или
банковскую карты. А с 2022 года пополнение баланса проездного доступно прямо в салоне на валидаторе
Важная веха — трамваи теперь в метро
В начале 2021 года трамвайная сеть интегрирована с Московским метрополитеном. С этого момента началась интенсивная модернизация инфраструктуры, которая теперь ориентируется на жесткие требования главного столичного перевозчика. Цель -- сделать трамвай таким же комфортным, стабильным и безопасным, как метро.
Применяются новые технологии Получилось сократить Теперь ремонты почти всегда Улучшен процесс
ремонта: поэтапно внедряются число ремонтов проводятся без полного обучения сотрудников
современные автоматизированные почти в два раза перекрытия движения,
системы и продолжается чтобы пассажиры могли пользоваться
модернизация инфраструктуры привычными маршрутами